Пока еще не весь снег сошел, расскажем про отличный маршрут в Карелию, по которому мы прокатились этой весной. Думаем, и в любое время года такая поездка доставит удовольствие, (если, конечно, карельские комары не съедят). От Санкт-Петербурга совсем просто добираться. Мы начинали путь из Москвы. С появлением большого участка платной дороги, путь до Питера из столицы стал совсем неутомительным. Да и последующая дорога далась легко.
У нас такие были точки в пути:
1. Санкт-Петербург, ужин в отличном новом ресторане Barclay на Моховой улице, где в меню исключительно блюда из фермерских продуктов и российские вина, с любовью собранные по лучшим винодельням – от Крыма до Придонья.
2. Парк-отель «Дача Винтера» на берегу Ладожского озера, (между прочим, один из номинантов премии «Приметы Городов» — 2016), – здесь интерес представляет как старая финская дача доктора Густава Винтера в стиле национального романтизма, так и отличный ресторан, где подают выловленную в чистых карельских водах рыбу и другие специалитеты, а также дендропарк с несколькими десятками видов различных хвойных деревьев. На территории разбросаны симпатичные деревянные коттеджи, в которых можно остановиться, если забронировать заранее.
3. Ночевали мы в отеле «Точка на карте» (их несколько, мы выбрали тот, что рядом с городом Сортавала. Он относится к той же гостиничной сети, что и «Дача Винтера»). Здесь в ресторане также есть особые местные блюда, например пирожки-калитки из ржаной муки с начинками из картошки, грибов.
4. Отсюда рукой подать до каньона Рускеала, в котором добывали мрамор для Исаакиевского и Казанского соборов – очень фотогеничное место, полюбившееся пользователям Instagram. Хорошо для прогулок по проложенным тропинкам с маркировкой. Вот только народу тут много. Похоже всегда.
5. Чудная, ностальгически финская, чистенькая, стильная Сортавала – небольшой городок на полпути между Санкт-Петербургом и Петрозаводском. Популярная в СССР точка для любителей лыжного спорта. Даже лыжи одноименные продавались. Отсюда в теплое время года можно уплыть на Валаам. Зимой сообщение с островом не налажено.
Город очаровывает хорошо сохранившейся архитектурой, в нем работают несколько музеев. Здесь можно найти здания 19 — начала 20 веков на любой вкус. Тут и западноевропейский модерн, и классицизм, неоклассицизм, национальный романтизм, псевдоготика. Одно из самых фактурных зданий – гостиница «Сеурахуоне» на берегу Ладоги. Постройке больше ста лет. Возведена была в 1909 году в стиле «северного модерна» по проекту архитектора Онне Тарьянне. А в 1938 году ее полностью перестроили в стиле «белого функционализма», так похожего на наш конструктивизм. В здании также располагаются кинотеатр, кафе, концертный зал.
В Сортавале много и интересных деревянных построек. Некоторые из них нуждаются в реставрации. Например, путеводитель говорит, что в бывшей ратуше располагается городская библиотека, но нет — окна-двери заколочены и, похоже, давно. В розовом здании бывшей семинарии, где учился финский писатель Майю Лассила, автор «За спичками», сегодня – «Лесное управление».
В одном из двух стоящих на холме соседствующих зданий, где располагались мужской лицей и женская гимназия, и сегодня — школа. Перед ней – большой каток, пользующийся популярностью у горожан.
На улицах много обаятельных деталей. Например, столбы линии электропередач — основательные, из крепкого металла, стоят уже сотню лет. Очень фактурные.
6. На обратном пути заехали по рекомендации друзей в поселок Куркиёки. И обнаружили здесь удивительную постройку, про которую мало кто знает. Один из главных финских архитекторов эпохи национального романтизма Ларс Сонк спроектировал усадьбу-дачу в посёлке Куркиеки для своего кузена — преподавателя местной школы. Дело было в 1914 году. В советское лихолетье соседи растащили рамы на теплицы, доски пола на заборы. У дома были все шансы оказаться разобранным до основания, да его в 90-ые купила буквально на дрова питерская семья и влюбилась в развалюху, ничего о ней не зная. Ходили по балкам, окна пленкой затягивали, спали у печки несколько лет. Не было ни денег, ни материалов. Постепенно укрепили контур, полы, потолки, лестницы. Написали в финскую газету вопрос про историю дома. Изумились, узнав. Вот уже 20 лет сохраняют, сдают комнаты внаём, открыли маленький музей. Тут бы очень пригодилась помощь неравнодушных. Краудфандинг, грант. Ведь находка и фактура так же интересна, как например «Дом со львом» или «Асташевский терем». У хозяйки дома Лидии Евгеньевны можно остановиться на постой, если созвониться и договориться заранее.