Саратов
ГОД ОСНОВАНИЯ:
1590
РЕКА: Волга
ИДЕЯ: ИДЕЯ: Основан как сторожевая крепость для охраны южных рубежей Российского государства. Входит в двадцатку крупнейших городов Роса не являясь миллионником. Грибоедов назвал Саратов глушью, но с тех пор многое изменилось.
История
Саратов строился три раза: первый город сгорел через двадцать с небольшим лет, а второй простоял почти полвека на левом берегу. Колыбелью же нового стала современная Музейная площадь, на которой и по сей день стоит самое древнее здание города – Свято-Троицкий собор – один из символов бывшей столицы Поволжья.
Саратов достаточно быстро развивался, во многом благодаря своему географическому положению: через него возилась соль с Эльтона, а сам город вскоре стал центром рыбной и соляной торговли. При Екатерине II началось активное заселение территории нынешней Саратовской области немцами, которые сыграли важную роль в экономической жизни города, особенно мукомолы Шмидты, Рейнеке и Борели. Неудивительно, что Саратов стал одной из купеческих столиц и вообще одним из крупнейших городов страны: на рубеже XIX-XX веков он был третьим по величине русским городом после Москвы и Санкт-Петербурга. Что, впрочем, не мешало относиться к нему с некоторой иронией благодаря грибоедовской строчке «В деревне, к тетке, в глушь, в Саратов». Февральскую революцию в городе почти не заметили, потому и называют ее ныне телеграфной. Жизнь Саратова в двадцатом веке в какой-то мере символизирует его реакцию на Февраль: он законсервировался, стал закрытым городом (здесь располагался авиационный завод и многие другие крупные предприятия, работавшие на оборонительную промышленность). Разъехались купцы, немцы в годы Великой Отечественной войны были выселены в Сибирь и Казахстан. Город продолжал по-своему развиваться, но о былых успехах уже речи не шло.
Сегодня
Саратов замер в ожидании. С одной стороны у города есть славное прошлое, а, с другой, это славное прошлое словно бы скрыто от глаз его жителей –бывшая столица Поволжья имеет связь со многими крупными личностями и историческими событиями, но словно не определилась с главной точкой опоры, как Волгоград или Ульяновск. В последнее время все активней из уст властей звучит мысль, что Саратов – культурная столица Поволжья. Пока в этой формулировке больше популизма, чем реальных претензий, однако, надо заметить, бэкграунд у города значительный: статус кузницы актерских талантов и своя художественная школа. Именно здесь появился на свет Николай Чернышевский и сочинил «Калинку» Игорь Ларионов. В Саратове были построены одни из первых в России ТЮЗов и цирков, а стараниями художника Алексея Боголюбова открылся первый общедоступный музей живописи – Радищевский музей. При этом исторический центр сохранился гораздо лучше, чем во многих других городах: отчасти благодаря тому, что Война почти не затронула Саратов, отчасти из-за того, что исторические памятники не сносились намеренно. Промышленность рухнула, а история осталась.
Другой значительной страницей истории стала связь с космонавтикой: в Саратовской области приземлились Юрий Гагарин и Герман Титов, а Юрий Алексеевич, кроме того, учился в Саратовском индустриальном техникуме. Другая важная ассоциация для среднестатистического жителя России – знаменитый холодильник «Саратов», который в былые времена стоял на кухне многих советских семей.
Перед Саратовом стоит сложный вопрос самоидентификации, который предстоит решать. Иначе у него есть все шансы так и остаться городом былой славы, или, что хуже, столицей плохих дорог.
Андрей Сергеев, журналист
Сергей Сердюков, директор, Главный архитектор проектов в SNOU project, доцент кафедры Дизайн архитектурной среды Саратовского Государственного Технического Университета.
Дарья Сердюкова,pr-менеджер бюро и руководитель направлением SNOU ART gallery. Смысл этого проекта в популяризации современного искусства: галерея работает с живописцами, графиками и фотографами, и началось всё как раз с саратовских художников.
Фото: Денис Аникин, Станислав Остраница, Юлия Зинкевич.
Мы вам покажем
ВОЛГА И НАБЕРЕЖНЫЕ
Визитные карточки города, это, конечно, Волга и набережная Космонавтов, особенная ощущением курортности, которое возникает летом при спуске по старым улочкам к реке и прогулкам по набережной, да и вообще у воды. Самые знаковые места Саратова неразрывно связаны с рекой и рельефом — это и мост, и набережная, и монумент Журавли.
ГОСТИНИЦА ВОЛГА
На проспекте Кирова находится старейшая в городе гостиница «Волга», отмечающая в этого году 100-летний юбилей. Ее первое название — «Астория». Здание, спроектированное С.А. Каллистратовым, — образец позднего модерна. Гостиница «Астория» помнит многих актёров, писателей и других знаменитых постояльцев.
Сайт гостиницы сообщает, что «скульптуры рыцарей на крыше гостиницы «Волга» символизируют стражников, охраняющих покой постояльцев. А замершие в стартовой позе юноши рядом с рыцарями обозначают гонцов, готовых ринуться навстречу усталым гостям, чтобы встретить их и помочь отнести в номер тяжелый багаж.
АРКА-ЗВОННИЦА НА НАБЕРЕЖНОЙ КОСМОНАВТОВ
Звонница была открыта в конце 2016 года и стала новой достопримечательностью города. Красивая и лаконичная, она цепляет взгляд и усиливает акустические свойства места. Величественные пропорции, вид на здание бывшей монастырской часовни и почти церковное внутреннее пространство заставляют невольно поднимать взгляд вверх, к своду. Авторы проекта — бюро SNOU project, Николай Новичков, куратор — Станислав Гридасов.
КАТОЛИЧЕСКИЙ СОБОР НА ВОЛЖСКОЙ
На пешеходной Волжской улице расположено удивительно современное, авторское здание Католического собора святых апостолов Петра и Павла, спроектированное архитектором Андреем Муштой с коллегами из группы А2 в конце 1990-х.
ЦИРК ИМЕНИ НИКИТИНА
Важная точка на карте Саратова — первый стационарный цирк в России. На арене Саратовского цирка начинали выступать братья Вальтер и Мстислав Запашные, дебютировали «Солнечный клоун» Олег Попов и «Карандаш»
Михаил Румянцев.
КРЫТЫЙ РЫНОК
В 1907 году инженер-архитектор Василий Люкшин предложил построить на месте существовавшего тогда Митрофаньевского базара не отдельные корпуса, а единый крытый рынок. Открытие состоялось в 1916 году.
Для строительства использовались самые передовые технологии начала XX века. В подвале разместили холодильные установки, для подъема продуктов наверх применялись электрические лифтовые подъёмники. На тот момент это было самое большое в России здание с железобетонными перекрытиями между этажами. Высокий свод обеспечивал запас воздуха, расположение торговых рядов учитывало циркуляцию потоков посетителей. Торговый зал не имеет ни одной опоры, прозрачная крыша держится на боковых стенах. Здание относят к рациональному модерну, на фасаде много лепнины: атланты, губернский герб, баран с колосьями пшеницы и, конечно, рог изобилия. Рынку повезло за более чем столетнюю историю ни разу не изменить своему назначению.
ДОМ ЯХИМОВИЧА
В 1910 году известный инженер-технолог, новатор в сфере систем отопления Вячеслав Августович Яхимович купил одноэтажный дом и провел его реконструкцию. Здание было надстроено двумя этажами в стиле модерн по проекту неизвестного архитектора (возможно, автором был П. М. Зыбин). Фасад украсили женскими фигурами, символизирующими молодость, и охранять вход и поддерживать эркер поставили двух выразительных кариатид, олицетворяющих старость. Лепной орнамент главного фасада и скульптурную композицию выполнил скульптор Кононов.
Этот доходный дом — один из первых в Саратове, в котором было применено паро-бетонное отопление, названное «лучевым». Трубы вмонтированы непосредственно в стены и полы. Подобных сооружений в России осталось всего два. Сегодня дом по адресу Советская, 5, отданный под коммуналки, остро нуждается в реставрации.
МЕЛЬНИЦЫ ШМИДТА
Ещё одна примета города — знаменитые мельницы Шмидта. Эти постройки связаны с экономическим скачком XIX-го века. Сложно поверить, что у этих красивых и нарядных зданий была исключительно утилитарная функция, дети зачастую воспринимают их как старинные дворцы.
ДОМ-КОММУНА НА ПРОВИАНТСКОЙ
Ярко-красный дом-коммуна на Провиантской — один из пяти домов такого типа, построенных в России, прекрасно сохранившийся памятник конструктивизма.
ДОМ ЖИЛКООПСОЮЗА
Дом Жилкоопсоюза рядом с парком «Липки» — один из домов для ИТР (инженерно-технических работников), 1940-го года постройки. Архитектор Ф.Ф. Леонгардт.
Памятник регионального значения.
МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ЖУРАВЛИ»
Памятник саратовцам, погибшим в Великой Отечественной войне, был открыт на Соколовой горе над городом в 1982 году. Рукотворный холм высотой 100 метров и установленные на нём сорокаметровые пилоны позволяют видеть силуэт «Журавлей» из многих точек Саратова и Энгельса, с 20-километрового расстояния вниз и вверх по Волге. Изображения журавлей символизируют души погибших солдат.
Его автор — архитектор Юрий Менякин, который на тот момент был главным архитектором города.
Клин из 12-ти журавлей, летящих на запад, выполнен из нержавеющего металла. Было рассчитано не менее 30 вариантов конструкций, которые бы выдержали напряжение и колебания воздушных потоков.
Клюв журавля под напором ветра может колебаться по горизонтали в радиусе до одного метра.
Брусчатку, для «Парка Победы», которой вымощена Аллея Славы и смотровая площадка, завозили с улиц Астраханская и Рабочая, где ещё до 1917 года его укладывала бельгийская фирма.
ПРОСПЕКТ КИРОВА
Одна из центральных улиц Саратова — проспект Кирова (первоначально — Немецкая улица). В XIX веке, в момент наивысшего расцвета города ее даже называли местным «Невским проспектом».
На ней находится огромное количество памятников того времени, значимые в масштабах города более поздние постройки, знаменитая церковь «Утоли моя печали». Уже в новое время именно эта улица одной из первых в России стала пешеходной, в связи с чем и получила прозвище «Саратовский Арбат».
КОНСЕРВАТОРИЯ
Горожане любят здание третьей в стране, после Москвы и Петербурга, Консерватории с башенками, (пока его не украсили, прохожим не нравился «паровоз» музыкального училища). Оно стоит в начале пешеходного проспекта Кирова.
ДОМ РЕЙНЕКЕ
Дом представителя династии, занимавшейся мукомольной промышленностью в Саратове, привлекает внимание прекрасной архитектурой модерна, фасадом, украшенным майоликой. Его архитектором считается Федор Шехтель, привезенный семьей в Саратов из Петербурга в возрасте 6 лет. Некоторые краеведы, изучающие стиль модерн в Саратове, в авторстве сомневаются. Архитектор Андрей Мушта изучил вопрос и выяснил, что это не сам Шехтель, а его мастерская. Элементы из арсенала шехтелевских построек «набрал» заказчик, а мастерская их скомпоновала. Что ж, менее интересным здание, в котором сегодня расположен госпиталь для ветеранов, не становится.
ДОМ КИНО
Один из центров культурного притяжения в Саратове — Дом Кино, единственный кинотеатр в городе, который показывает арт-хаусное кино. Когда-то в здании располагалось Братство Святого Креста и Саратовский Епархиальный училищный совет, после революции их деятельность прекратилась и в здании расположились рабочие кружки. Позже здание заняло отделение кинофабрики «Пролеткино», на базе которого были созданы Саратовская студия «Союзкинохроника», затем здесь размещался киноклуб «Волшебный фонарь», в котором устраивали просмотры некоммерческого артхаусного кино.
В нулевых Дом кино был под угрозой закрытия, но жители его отстояли.
РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева — первый общедоступный музей в провинции. Он был торжественно открыт в 1885 году стараниями внука А.Н. Радищева, художника-мариниста А.П. Боголюбова, передавшего в дар городу свою коллекцию произведений искусства. Часть картин была привезена из Эрмитажа, поэтому Радищевский называют «Эрмитажем на Волге». В музее большое количество работ художников местной школы, для которой характерна особая цветовая гамма, символизм и романтизм. За первые полгода после открытия музей посетило 62 тысячи человек, а Третьяковскую Галерею в тот же год — только 10 тысяч.
ДОМ-МУЗЕЙ ПАВЛА КУЗНЕЦОВА
Очень радушный и уютный музей, где всегда кипит жизнь, работники относятся к нему, как к родному дому, где всегда рады гостям. Архитектура этого небольшого деревянного домика очень доброжелательна — это и приглашающая главная лестница, и верхний этаж с ленточными окнами и балконом, и небольшой сад с душистый сиренью.
Дежурный по городу
Сергей Сердюков,
директор, Главный архитектор проектов в SNOU project, доцент кафедры Дизайн архитектурной среды Саратовского Государственного Технического Университета.
Дежурный по городу
Дарья Сердюкова,
pr-менеджер бюро и руководитель направлением SNOU ART gallery. Смысл этого проекта в популяризации современного искусства: галерея работает с живописцами, графиками и фотографами, и началось всё как раз с саратовских художников.