Поиск...
  • Самара

Самара

«Запасная» столица; космический город — столица космической отрасли; уникальная коллекция модерна и конструктивизма; самая длинная речная набережная страны — больше 5 км.

Над Самарой лучше летать. И не только потому, что по земле сложно перемещаться, а просто так лучше понимаешь ее слияние с реками и невозможность существования вне воды. «Волжанин» — лучшее выражение дружбы и признательности к человеку в нашем городе-курорте.


История

Город был основан в 1586 году как одна из крепостей освоения и закрепления земель Волжского речного пути Российским государством в XVI в. Удобное для обороны географическое положение — слияние Самары и Волги, высокий Самарский берег — стало основой пространственного развития города. Векторы развития — реки. Вдоль Волги — развитие центральных территорий, вдоль Самары — промышленных.

Один из периодов расцвета Самары как губернского, купеческого, «хлебного» города пришелся на вторую половину XIX в. Идея оборонного города сохраняется Самарой на протяжении всей истории. Особое значение она (тогда Куйбышев, 1935-1991 гг.) сыграла во время Великой Отечественной войны, став «запасной столицей» и мощным кластером оборонных предприятий. С военного времени начинается другой период расцвета — развитие Самары как индустриального «закрытого» города. «Космический» город — мощный узел авиационной и космической промышленности.

Сегодня

В последние годы в связи с деградацией промышленного кластера меняется парадигма существования, развития города. Исчезновение градообразующих предприятий влечет за собой не просто смену функционального зонирования, а попытку найти новые градообразующие смыслы, ухватиться за еще оставшуюся идентичность…

Символическое пространство города — комплекс площади Славы — лучший вид на Волгу, живое общественное и светлое модернистское пространство — символ волжского процветающего индустриального города. Основная пространственная и символическая доминанта — Монумент Славы (1971 г., скульпторы П.И. Бондаренко, О.С. Кирюхин, архитектор А.Б. Самсонов). Крылья Самары представляют собой 53-ме

тровый обелиск из полированного титана — фигура рабочего с символическими крыльями на руках. Это крылья, которые мы потеряли…

Набережная Волги — душа города. В любое время года город стекает в Реку. Зима — лыжные и пешие прогулки, активные виды спорта. Лето — песчаный пляж на все 5 км, отдохновение от городского пекла.

Дмитрий и Мария Храмовыархитекторы

Мы вам покажем

Смотровая площадка железнодорожного вокзала

С этой площадки под куполом самого высокого вокзала в Европе (101 м со шпилем) открывается вид на весь исторический центр города — на место впадения Самары в Волгу. В этом месте больше всего ощущается значение незаметной, но очень важной в истории города реки Самары, реки-труженицы. Новое здание вокзала возвышается изумрудным «донжоном» над проблемными территориями города как символ цивилизации и возрождения бывших промышленных территорий.

Башни элеватора

Берег реки Самара, начало 1970 года, архитекторы В.Д. Смирнов, Н. Дегтярев, инженер М.В. Колчин. Одно из зданий элеваторов, еще сохранившееся на берегу Самары, на территории бывшего Мукомольного завода № 1. Проект являлся экспериментальным: здание полностью построено из керамзитобетона методом скользящей опалубки. Уникальными являются конструкция и форма сооружения. Кроме самарского был еще построен один такой же элеватор на Кубе. Здание является символом хлебной Самары — на этом месте были построены первые амбары города, от которых получил развитие весь мощный кластер хранения и торговли зерном в XIX в. Башни являются пространственной доминантой всей Стрелки, «воротами» города.

Том Сойер Фест

«Вместе вернем Самаре цвет!» — клич Том Сойер Феста, волонтерского движения по восстановлению фасадов домов фоновой застройки кварталов исторического центра (ул. Льва Толстого, 34, 36, 38), организованное интернет-журналом «Другой Город». Группы неравнодушных жителей работали под руководством идеолога проекта Андрея Кочеткова (главный редактор журнала), координатора проекта Дарии Григоревской. Проект реконструкции и покраски фасадов был разработан молодыми архитекторами под руководством Ивана Стафеева. Деревянная резьба на одном из домов была восстановлена резчиком по дереву Сергеем Пимахиным. В планах фестиваля на будущее лето — продолжать спасать то, что еще возможно.

Зал филармонии — музыка волн

Образ уникального концертного зала Самары берет истоки в архитектуре модерна, традиционной для города, трансформируя его элементы в современную бионическую структуру. Она выражает характерные для волжского города движение воздушных потоков и музыку волн. Пространства фойе и зала необычны своим особым ощущением свободы и легкости.

Волжский пляж — Рыба на подпорной стенке набережной

Летом в Самаре — каштаны, акации… Аромат южного города растворен в старых улицах и двориках, отсюда еще одно название нашего города — Город-курорт. Самарский пляж — вечерняя гостиная города. Неспешные прогулки, встречи с друзьями при свечах. Иногда на волжский пляж забрасывает заморских рыб. Подпорная стенка пляжа так и просится попасть под красочный ураган стрит-артистов. Японская художница-сказочница Асами Китамура подарила волжанам свою яркую рыбу.

Фабрика-кухня

Фабрика-кухня завода им. Масленникова в Самаре, построенная по проекту московского архитектора Екатерины Максимовой, относится к числу шедевров архитектуры русского авангарда. Памятник дважды подвергался реконструкции, а в 2000-х ему грозил снос. После завершения восстановительных работ здесь откроется Средневолжский филиал ГЦСИ.

«Бьющееся в пыли сердце»

Это символ стремления к обновлению жизни творчески настроенных архитекторов в реалиях современного состояния нашего города (пересечение Московского шоссе и ул. Киевской, 2011 год, архитекторы Д. Храмов, К. Скачков). Арт-объект остановка, родившийся в результате воркшопа Мастерской урбанистики «АРТПОЛИС», связанного с ревитализацией территории бывшего завода 4 ГПЗ.

Волжские дачи

В начале ХХ в. берег Волги за Самарой активно застраивался дачами. Над проектами загородных резиденций местных купцов-миллионщиков работали ведущие архитекторы страны, так что к 1910 году самарские дачи могли соревноваться с виллами под Москвой или Санкт-Петербургом. В советский период большинство дач заняли санатории, а в 1990-х началась застройка берега Волги «элитными» коттеджами. Большая часть загородных вилл была утрачена. Но оставшиеся образцы дореволюционного зодчества позволяют и сегодня говорить о феномене волжских дач под Самарой.

Ширяевская биеннале

Ширяево — село на просторах Самарской Луки, на другом берегу Волги, с живописными пейзажами, которыми когда-то вдохновлялся Илья Репин, работавший над эскизами «Бурлаков на Волге». С 1999 года здесь проходит арт-фестиваль Ширяевская биеннале — главный бренд местного современного искусства, проект руководителей Средневолжского филиала ГЦСИ Нели и Романа Коржовых. Кульминацией является финальное «номадическое шоу» в Ширяево, которое всегда сопровождается вечными спорами о современном искусстве.

Террасы, крыши, дворы «старого» города (ул. Степана Разина)

Текст

«Большая Деревня»

Особая самарская типологическая особенность жилого дома — нагромождение деревянных террас и лестниц во дворах. Уникальны живописные проходные дворы и крыши, спускающиеся по склону к Волге там, где еще сохранилась историческая высотность застройки квартала. Самой живописной и сложной улицей считается Улица Степана Разина, которая берет свое начало от Хлебной площади и проходит параллельно Волге, повторяя рельефы оврагов и склонов.

Музейный маршрут Самары

Литературный музей (усадьба Алексея Толстого), Музей Модерна (особняк Курлиной), Музей М.В. Фрунзе, Художественный музей, Галерея «Виктория».

Музейный маршрут начинается с галереи «Виктория» (ул. Некрасовская, 2), где кроме интересных выставок современного искусства и фотографии «викторианцы» организуют лекции, кинопоказы, мастер-классы. Далее на самарском «бродвее», ул. Куйбышева, стоит Художественный музей (бывшее здание Волжско-Камского коммерческого банка, 1913-1915 гг., архитектор Якунин В.И., ул. Куйбышева, 92), который славится коллекцией русского авангарда и отличными выставками из лучших музеев страны. Улица Фрунзе — основная траектория музейного маршрута. Здесь Литературный музей им. Горького, расположенный в усадьбе Алексея Толстого (ул. Фрунзе, 155) — творческая площадка для литераторов Самары. И Музей Модерна в особняке Курлиной (ул. Фрунзе, 159), который считается жемчужиной самарского модерна. В экспозиции: аутентичные интерьеры и предметы быта начала XX в., также проходят интересные тематические выставки.

Неповторимая атмосфера усадьбы круглый год привлекает детей и взрослых, но особенно летом, благодаря кинопоказам, фестивалям и детским праздникам на открытом воздухе.

Самарский модерн

Количество и качество строений начала ХХ в. в стиле модерн, сохранившихся в городе, позволяет говорить о таком феномене, как «самарский модерн». Его архитектурное наследие включает в себя работы Александра Зеленко (собственный дом, особняк Курлиной, торговый дом Пермяковой), Александра фон Гоген (здание Крестьянского поземельного банка), Дмитрия Вернера (дом братьев Матвеевых, здание Общественного собрания, дом Нуйчева, Новотроицкий торговый корпус), Михаила Квятковского (реконструкция гостиницы «Гранд-отель», особняк Новокрещеновой, доходный дом Нуйчева), Филарета Засухина (Пушкинский народный дом, здание Окружного суда), Александра Щербачева (особняк Сурошникова — переделанный проект Федора Шехтеля, кинотеатр «Художественный»), Зельмана Клейнермана (доходный дом Гринберга), Константина Головкина (собственная дача («Дача со слонами») и многих других.

Грушинский фестиваль

В самом живописном месте Сокольих гор, на поляне у Мастрюковских озер, проходит всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, студента Куйбышевского авиационного института, барда, организатора трио «Поющие бобры», который погиб в 1967 году во время туристического похода, спасая тонущих людей. Начиная с 1968 года каждый год в первые выходные июля на фестиваль собираются друзья Грушина — организаторы, авторы и исполнители бардовских песен, тысячи слушателей. С 1979 года главным символом Грушинского фестиваля стала плавучая сцена в форме гитары, на которой проходит главный финальный концерт. В последний год фестиваль собрал около 200 000 слушателей.

Дежурные по городу

Дмитрий и Мария Храмовы,

архитекторы

А так же: Армен Арутюнов (журналист, градозащитник), Виталий Политов и Владимир Сверкалов ( ТАБУРЕНТ.РУ), Валентина Лысенкова (архитектор, АБ «Остоженка»)

Facebook  Facebook